Информация о результатах проведённой экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы «О Бюджете города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»

ИНФОРМАЦИЯ о результатах проведённой экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы «О Бюджете города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»

 

Заключение Контрольно-счётной палаты города Вологды на проект решения Вологодской городской Думы «О Бюджете города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пункта 3.7 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Вологда», утверждённого решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 №108 (далее – Положение о бюджетном процессе в городе Вологде) и пункта 8.1 Положения о Контрольно-счётной палате города Вологды, утверждённого решением Вологодской городской Думы от 29.09.2011 №759 (далее – Положение о Контрольно-счётной палате).

Проект решения Вологодской городской Думы «О Бюджете города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – проект, проект решения, проект бюджета) внесён Администрацией города Вологды (далее – Администрация города) на рассмотрение Вологодской городской Думы с соблюдением срока, установленного пунктом 3.2 Положения о бюджетном процессе в городе Вологде.

Проект решения представлен Администрацией города в Контрольно-счётную палату города Вологды (далее – Контрольно-счётная палата) с соблюдением сроков, установленных пунктом 3.6 Положения о бюджетном процессе в городе Вологде.

Экспертиза проекта проведена Контрольно-счётной палатой с учётом:

-Указов Президента Российской Федерации, направленных на решение неотложных проблем социально-экономического развития страны;

-основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Город Вологда» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов;

-прогноза социально-экономического развития города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов;

-муниципальных программ.

При подготовке Заключения Контрольно-счётной палатой проведён анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, Вологодской области, муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Вологда», методических материалов, расчётов и обоснований, иных документов, представленных одновременно с проектом бюджета и составляющих основу формирования бюджета города.

Проект решения составлен с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования «Город Вологда» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, исходя из показателей социально-экономического развития города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, на основании муниципальных программ.

Проект решения, а также перечень документов и материалов, представленных одновременно с ним, в целом соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и Положению о бюджетном процессе в городе Вологде.

Доходы бюджета города на 2017 год планируются в объёме ниже ожидаемой оценки 2016 года на 16,1 процентов. В 2018 году объем доходов уменьшится на 0,6%, в 2019 году доходы бюджета города увеличатся на 1,9 процента. Налоговые и неналоговые доходы бюджета увеличатся в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Безвозмездные поступления от других бюджетов в целом сократятся в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 30,3%, их доля в структуре доходов уменьшится до 46,4% (в 2016 году – 55,9%), из них финансовая помощь на решение вопросов местного значения сократится в 3,3 раза к уровню 2016 года.

По-прежнему снижают доходы бюджета города предоставляемые льготы. При формировании бюджета предусмотрено принятие мер по улучшению собираемости текущих платежей, сокращению задолженности.

Анализ прогнозных показателей по доходам бюджета города свидетельствует как о наличии резервов, не учтенных при прогнозировании, так и о существующих рисках неисполнения прогноза поступлений в 2017-2019 годах.

В ходе экспертизы доходной части бюджета выявлены следующие недостатки:

  • Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Вологды в отношении доходов, главным администратором которых является Департамент городского хозяйства Администрации города, не утверждена.
  • При планировании поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2017-2019 годы применен коэффициент-дефлятор, установленный на 2016 год в размере 1,798, скорректированный на прогнозируемый индекс потребительских цен. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.11.2016 №698 коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен в размере 1,798 (на уровне 2016 года). В результате существуют риски невыполнения прогнозных показателей по указанному налогу в 2017 году.
  • Планирование налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, осуществлено без учета закона Вологодской области от 02.11.2016 №4053-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О патентной системе налогообложения на территории Вологодской области», предусматривающего с 01.01.2017 применение понижающего коэффициента (0,7) при исчислении налога, а также установление налоговой ставки в размере 0% для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных после 01.01.2017 и осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности. В результате существуют риски невыполнения прогнозных показателей в 2017-2019 годах по указанному налогу.
  • Учитывая динамику поступлений в течение 2016 года, оценку администратора доходов, существуют риски невыполнения прогнозных показателей по земельному налогу с юридических лиц в 2017 году.
  • На 2017-2019 годы не планируются доходы от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), создание которых предусмотрено постановлением Администрации города от 13.08.2015 №6125 «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Город Вологда» (в редакции от 03.03.2016) с 01 февраля 2017 года.
  • Прогнозирование доходов от продажи муниципального имущества осуществлено без учета Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Вологды на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 24.11.2016 №1025.
  • Зачисление поступлений доходов от сдачи в аренду имущества казны муниципального образования «Город Вологда» планируется с нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н.
  • Расчеты прогнозируемых поступлений платы за пользование жилыми помещениями предполагают увеличение объема задолженности в 2017 году, что свидетельствует о недостаточной работе администратора по взысканию задолженности, а также наличии резервов увеличения прогнозных показателей 2017-2019 годов.
  • Динамика поступлений от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, за ряд лет, позволяют сделать вывод о наличии потенциальных резервов для увеличения доходной части бюджета.
  1. Расходы бюджета города в 2017 году уменьшатся по сравнению с уточненным бюджетом 2016 года на 20,5 процентов. В 2018 и 2019 годах объем расходов сократится на 0,2% к уровню 2017 года и на 2,3% к уровню 2018 года соответственно.

В 2017 году по сравнению с уточненным бюджетом 2016 года бюджетные ассигнования уменьшаются по всем разделам классификации расходов, за исключением разделов 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (рост на 0,6%) и 0600 «Охрана окружающей среды» (рост на 44,4%), по разделу 0900 «Здравоохранение» бюджетные ассигнования планируются на уровне 2016 года.

Проект бюджета города сохраняет социальную направленность, что соответствует основным задачам бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. В общем объеме расходов бюджета города на 2017 год 63,0%  составляют расходы по отраслям социальной сферы, из них основной объем средств бюджета будет направлен на образование (55,4% расходов бюджета). В 2018 и 2019 годах расходы на социальную сферу планируются в размере 62,2% от общего объема расходов и 63,6% от общего объёма расходов соответственно.

Расходы на обеспечение деятельности органов местного самоуправления на 2017 год предлагается утвердить со снижением к текущему году на 17,1 процента. Их удельный вес в общем объеме расходов бюджета города составит 6,8%, что выше уровня 2016 года на 0,3 процентных пункта. На 2018 и 2019 годы удельный вес данных расходов в общем объёме расходов снизится до 6,4% и 6,6% соответственно.

Проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, как и бюджет на 2016 год, сформирован в программной структуре расходов на основе муниципальных программ, которые действуют в 2016 году. Реализация новых муниципальных программ в 2017-2019 годах не предусмотрена.

Доля программного финансирования в общем объеме расходов бюджета ежегодно снижается и составит в 2017 году – 82,6% (ниже уровня 2016 года на 1,7%), в 2018 году – 81,5%, в 2019 году – 79,6 процентов. При этом согласно муниципальной программе «Экономическое развитие города Вологды» доля расходов бюджета города, распределенных по программному принципу, должна составить в 2018 и 2019 годах не менее 95 процентов.

В 2017 году программные расходы планируются в объём меньше предусмотренного в уточнённом бюджете на 2016 год на 22,1 процента. В плановом периоде объем программных расходов сокращается.

Полностью программными являются расходы по 2 разделам бюджета (0900 «Здравоохранение» и 1200 «Средства массовой информации), расходы по 4 разделам характеризуются высоким уровнем программного финансирования: 0700 «Образование» – 98,4% в 2017-2019 годах, 0800 «Культура, кинематография» – 95,7% в 2017 году и 95,6% в 2018 и 2019 годах, 0400 «Национальная экономика» – 92,8% в 2017 году, 93,3% в 2018 году и 92,7% в 2019 году, 1100 «Физическая культура и спорт» – 90,0% в 2017 году и 89,2% в 2018 и 2019 годах. Расходы по разделам бюджета 0100 «Общегосударственные вопросы» и 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» характеризуются низким уровнем программного финансирования – 17,2% и 17,9% соответственно в 2017 году, 15,1% и 18,5% соответственно в 2018 году, 15,0% и 18,5% соответственно в 2019 году. По разделам 0200 «Национальная оборона» и 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» программные расходы в проекте не предусмотрены.

Наибольший объем в программных расходах составляют расходы на реализацию муниципальной программы «Развитие образования», их удельный вес в программных расходах ежегодно увеличивается и составляет 65,8% в 2017 году, 66,3% в 2018 году и 69,4% в 2019 году. Наименьший объем программных расходов составляют расходы по муниципальным программам «Обеспечение общественной безопасности» (0,2% в 2017-2019 годах) и «Экономическое развитие города Вологды (0,3% в 2017-2019 годах).

Проектом бюджета не обеспечена полная потребность в ассигнованиях на реализацию утвержденных муниципальных программ, как за счет собственных доходов бюджета города, так и за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней.

Проведенный анализ показывает, что за счет собственных доходов бюджета в 2017-2019 годах не обеспечено финансирование 8 из 9 муниципальных программ. За счет собственных доходов бюджета проектом обеспечивается финансирование муниципальных программ в объеме, составляющем менее 30,0% от объема, запланированного в муниципальных программах. Таким образом, сформированный проект бюджета в отсутствие необходимого объема финансового обеспечения не позволит достигнуть поставленных в муниципальных программах целей и задач, обеспечить выполнение утвержденных показателей.

В этой связи должны быть подвергнуты изменению не только параметры финансового обеспечения реализации муниципальных программ, но и их мероприятия, и целевые показатели.

Расходы на осуществление бюджетных инвестиций в проекте бюджета на 2017 год предусмотрены на основании четырех муниципальных программ, на 2018 и 2019 годы – трех и двух муниципальных программ соответственно.

Всего за 3 года (2017–2019 годы) проектом решения предусмотрено направить на осуществление бюджетных инвестиций в 1,9 раза меньше объема, предусмотренного в бюджете города на 2016 год.

Объем ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в 2017 году меньше, чем предусмотрено на данные цели в уточненном бюджете на 2016 год за счет всех источников финансирования в 3,5 раза.

В 2018 году данные расходы ниже уровня 2017 года на 36,6%, в 2019 году – ниже уровня 2018 года на 65,8%.

Доля расходов на бюджетные инвестиции в общем объеме расходов бюджета в 2017 году составит 5,7% против 15,8% в уточненном бюджете 2016 года, в 2018 и 2019 годах – 3,6% и 1,3% соответственно.

Основной объем инвестиций в 2017 году планируется направить на жилищно-коммунальное хозяйство в размере 46,1% и национальную экономику –35,1%; в 2018 году – на жилищно-коммунальное хозяйство (65,1%); в 2019 году – на образование (71,0%).

В ходе экспертизы расходной части проекта бюджета установлен ряд нарушений и недостатков:

  • В отсутствие в Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Вологда», утвержденном решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 №108 (с последующими изменениями), нормы об установлении в решении о бюджете дополнительных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись города Вологды пунктом 3.7 проекта решения предлагается дополнительно к основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установить иные основания внесения изменений в сводную бюджетную роспись города Вологды без внесения изменений в бюджет города, что указывает на несоблюдение требований пункта 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  • При приостановлении Федеральным законом от 30.11.2016 №409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на период формирования проекта бюджета на 2017 год и плановый период действия абзаца восьмого пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.3 проекта решения и приложениями №9 и №11 к проекту решения на 2018 и 2019 годы утверждаются условно утверждённые расходы.
  • Выявлены отдельные случаи несоблюдения единой структуры программной (непрограммной) части кода целевой статьи расходов бюджета при отражении направлений бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы «Социальная поддержка граждан». При включении в проект бюджета бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий указанной муниципальной программы за счет субвенций из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с законом области от 17.12.2007 №1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» четвертому и пятому разрядам кодов целевых статьей расходов бюджета, используемым для указания кода мероприятий муниципальных программ при отражении программных расходов, присвоены нулевые значения, что указывает на отсутствие привязки бюджетных ассигнований за счет субвенции из областного бюджета к конкретным программным мероприятиям.

Кроме того, проектом бюджета предусматривается направление субвенции из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с законом области от 17.12.2007 №1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» на реализацию подпрограммы 2 «Предоставление мер социальной поддержки в сфере образования» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан», мероприятия которой не соответствуют в полной мере целям предоставления субвенции. Так, за счет указанной субвенции осуществляется ежемесячная денежная выплата на оплату услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с тарифами на оплату услуг связи родителям (законным представителям) детей-инвалидов, являющихся обучающимися муниципальных общеобразовательных организаций, обучение которых по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования производится на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, которая не соответствует ни одному из мероприятий данной подпрограммы.

  • В приложениях №№8-11 к проекту решения о бюджете в объеме бюджетных ассигнований на меры социальной поддержки пенсионеров в виде заключения договоров пожизненной ренты учтены как средства, направляемые на выплаты пенсионерам на условиях договора пожизненной ренты, являющиеся публичными нормативными обязательствами, так и иные расходы, не относящиеся к публичным нормативным обязательствам. Вместе с тем направление расходов кода целевой статьи расходов, по которому указанные средства отражены в приложениях №№8-11 к проекту решения о бюджете, – «80060 Меры социальной поддержки пенсионеров в виде заключения договоров пожизненной ренты» – в соответствии с разделом 1 Перечня и правил отнесения расходов бюджета муниципального образования «Город Вологда» на коды целевых статей и видов расходов, применяемых при составлении и исполнении бюджета муниципального образования «Город Вологда», утвержденных постановлением Администрации города Вологды от 10.01.2014 №86 (с последующими изменениями), предназначено только для отражения расходов бюджета города Вологды на осуществление публичных нормативных выплат.
  • В приложениях №№8-11 к проекту решения о бюджете по подразделу 1003 учтены бюджетные ассигнования, которые планируется направить на предоставление субсидий муниципальным учреждениям в рамках непрограммных направлений расходов бюджета. Учитывая, что в 2016 году указанные ассигнования направлены на финансовое обеспечение муниципального задания, доведенного до муниципального автономного учреждения «Центр социального питания», в части предоставления муниципальной услуги «Обеспечение детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания молочной кухни» без соблюдения положений пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5 Порядка формирования муниципального задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) в отношении муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений муниципального образования «Город Вологда» и финансового обеспечения выполнения такого муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации города Вологды от 27.12.2010 №7148 (с последующими изменениями), направление в 2017-2019 годах бюджетных ассигнований на указанные цели не имеет оснований до включения муниципальной услуги в ведомственный перечень, утвержденный постановлением Администрации города от 30.10.2015 №8335.
  • Наименование публичного нормативного обязательства «Обеспечение социальной поддержки детей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях, из многодетных семей, в части предоставления денежных выплат на проезд (кроме такси) на городском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов, и приобретение комплекта одежды для посещения школьных занятий, спортивной формы для занятий физической культурой» в приложениях №№12 и 13 к проекту решения о бюджете не соответствует наименованию полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 4 статьи 2 закона Вологодской области от 17.12.2007 №1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования».
  • При предусмотренном постановлением Администрации города от 13.08.2015 №6125 «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Город Вологда» создании платных парковок (парковочных мест) на территории города, доходы от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, не включены в состав доходов Дорожного фонда на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
  1. На 2019 год бюджет города сбалансированный (доходы = расходам). Объемы дефицита бюджета на 2017 и 2018 годы не превышают ограничений (10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений), установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Единственным источником финансирования дефицита бюджета в 2017 и 2018 годах являются кредиты коммерческих банков.

В ходе экспертизы проекта бюджета установлено, что по данным муниципальной долговой книги по состоянию на 01.11.2016 в составе долговых обязательств муниципального образования «Город Вологда» числятся заимствования, осуществляемые в рамках возобновляемой кредитной линии со сроком окончательного погашения 13.12.2017. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2016 №23-01-07/58266 в программе внутренних заимствований необходимо отражать предельный объем привлечения и предельный объем ассигнований, направляемый на погашение основной суммы долга, то есть совокупный объем (нарастающим итогом). Принимая во внимание срок действия кредитной линии, в случае планируемого неоднократного привлечения и погашения в 2017 году заемных средств, осуществляемых в рамках возобновляемой кредитной линии, необходимо внесение соответствующих изменений в программу муниципальных внутренних заимствований на 2017 год.

На погашение основной суммы задолженности по кредитам кредитных организаций в 2017 году будет направлено 86,4% от объема привлеченных средств, в 2018 году – 87,5%, в 2019 году – 100,0%. Бюджетные кредиты в полном объеме будут погашены в 2017 году.

Показатель отношения объема заимствований к объему средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств, составит в 2017-2019 годах 100,0%, что является предельно допустимым значением, установленным статьей 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Одними из основных направлений бюджетной политики муниципального образования «Город Вологда» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов является последовательное снижение долговой нагрузки.

Однако в 2017-2018 годах планируется дальнейшее увеличение объема муниципального долга, в 2019 году – прогнозируется незначительное его уменьшение. К концу 2019 года муниципальный долг увеличится в 1,1 раза, что составит 82,6% от объема налоговых и неналоговых доходов без учета поступлений по дополнительным нормативам отчислений.