Информация о результатах проведения экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы на отчёт об исполнении бюджета города Вологды за 2016 год

Информация о результатах проведения экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы на отчёт об исполнении бюджета города Вологды за 2016 год

 

Заключение Контрольно-счетной палаты города Вологды на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2016 год подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 № 108, Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2011 № 759.

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Вологды, бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды, проведенная Контрольно-счетной палатой, показала, что основные параметры бюджета города за 2016 год выполнены в следующих значениях:

-поступило доходов в объеме 6102016,9 тыс. рублей, или 94,6% к утвержденным назначениям в сумме 6450135,5 тыс. рублей;

-осуществлены расходы в объеме 6328990,3 тыс. рублей, или 93,9% к утвержденному бюджету в сумме 6736687,4 тыс. рублей и 89,9% к сводной бюджетной росписи в размере 7037293,5 тыс. рублей;

-дефицит бюджета города составил 226973,4 тыс. рублей, что на 59578,5 тыс. рублей, или на 20,8% меньше суммы, установленной решением о бюджете на 2016 год.

Установленные бюджетом города предельный объем муниципального долга, верхний предел муниципального долга, в том числе по муниципальным гарантиям, не превышены. Исполнять обязательства по муниципальным гарантиям в 2016 году не потребовалось.

Остаток средств на едином счете бюджета города на конец года составил 115616,9 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений 906,7 тыс. рублей.

Из 9 показателей социально-экономического развития города, на основе которых составлялся проект бюджета города на 2016 год, достигнуты прогнозные значения по 4 показателям.

В сравнении с 2015 годом доходы бюджета города в целом уменьшились на 922784,5 тыс. рублей (на 13,1%). Объем налоговых и неналоговых доходов уменьшился на 188744,3 тыс. рублей (на 6,4%), безвозмездные поступления по сравнению с 2015 годом уменьшились на 734040,2 тыс. рублей (на 18,1%).

Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджета города выполнены на 93,2%, не поступило 202175,8 тыс. рублей.

Налоговые доходы не выполнены на 7,3%, не поступило 161244,3 тыс. рублей. Не обеспечено выполнение плановых показателей по 5 доходным источникам: земельному налогу на 26,7% (не поступило 99434,6 тыс. рублей), единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 23,6% (не поступило 86650,4 тыс. рублей), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 6,1% (не поступило 10795,3 тыс. рублей), государственной пошлине на 6,1% (не поступило 4572,8 тыс. рублей), налогу на доходы физических лиц на 0,7% (не поступило 6543,2 тыс. рублей).

Неналоговые доходы не выполнены в целом на 5,2%, не поступило 40931,5 тыс. рублей. Выполнение плановых показателей обеспечено по 10 доходным источникам (дополнительно поступило 17140,2 тыс. рублей), не выполнены плановые показатели по 5 доходным источникам на сумму 58071,7 тыс. рублей. Не обеспечено выполнение плановых показателей по платежам при пользовании природными ресурсами на 21,4% (не поступило 1497,6 тыс. рублей), от продажи муниципального имущества на 21,2% (не поступило 35592,0 тыс. рублей), от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на 5,6% (не поступило 3730,3 тыс. рублей); штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 20,6% (не поступило 17236,1 тыс. рублей).

Имеющиеся резервы дополнительных поступлений в бюджет города использованы не в полном объеме. Задолженность по налоговым и неналоговым доходам (без учета рассроченной) увеличилась за отчетный год на 27957,2 тыс. рублей (на 4,6%) и по состоянию на 01.01.2017 составила 635805,2 тыс. рублей.

Задолженность по налоговым платежам увеличилась на 36778,2 тыс. рублей (на 13,0%), в основном за счет задолженности в размере 20258,3 тыс. рублей по налогу, взимаемому в связи применением упрощенной системы налогообложения, поступающему в бюджет города с 01.01.2016, роста задолженности по налогу на доходы физических лиц на 10919,9 тыс. рублей (на 49,4%), земельному налогу на 7502,7 тыс. рублей (на 9,9%).

По неналоговым доходам задолженность (без учета рассроченной) в целом сократилась на 8821,0 тыс. рублей (на 2,7%), при этом  увеличилась задолженность по штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 18048,6 тыс. рублей; по арендным платежам за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов, на 9193,1 тыс. рублей; по доходам от перечисления прибыли, остающейся после уплаты платежей муниципальных унитарных предприятий – на 5296,3 тыс. рублей; по прочим поступлениям от использования имущества – на 2274,9 тыс. рублей; по арендным платежам за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 2032,3 тыс. рублей; по платежам за пользование природными ресурсами – на 1827,7 тыс. рублей.

В течение года плановый размер объема расходов уточнялся шесть раз. Расходы бюджета города увеличились на 610157,5 тыс. рублей (10,0%) и в окончательном варианте составили 6736687,4 тыс. рублей. Сводной бюджетной росписью расходы бюджета города утверждены в объеме 7037293,5 тыс. рублей.

Исполнение бюджета города по расходам составило 6328990,3 тыс. рублей, или 93,9% к уточненному бюджету и 89,9% к сводной бюджетной росписи, в том числе за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ 3322012,8 тыс. рублей (52,5% от общего объема расходов). Менее 95% исполнение составило по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (58,4% к сводной бюджетной росписи и 75,3% к бюджету), «Охрана окружающей среды» (70,0% к сводной бюджетной росписи и к бюджету), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (88,7% к сводной бюджетной росписи и 88,4% к бюджету), «Общегосударственные вопросы» (90,2% к сводной бюджетной росписи и к бюджету), «Национальная экономика» (92,5% к сводной бюджетной росписи и к бюджету).

Основной объем бюджетных ассигнований – более 76,0% – направлен на образование (48,8%), национальную экономику (17,1%), жилищно-коммунальное хозяйство (10,8%).

Несмотря на то, что бюджет города в 2016 году сохранил свою социальную направленность и расходы на социальную сферу составили 60,5% от общего объема расходов бюджета (3826725,9 тыс. рублей), по сравнению с 2014 и 2015 годами их доля в общем объеме расходов сократилась на 26,8% и 23,1% соответственно. Сокращение расходов на социальную сферу в основном обусловлено прекращением осуществления Администрацией города в 2016 году части полномочий, переданных ранее законами области от 17 декабря 2007 года № 1718-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области» и от 17 декабря 2007 года № 1720-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), лиц из числа детей указанных категорий».

В отчетном периоде расходы на реализацию 9 муниципальных программ составили 5309881,3 тыс. рублей (88,9% к сводной бюджетной росписи и 93,6% к бюджету). Доля программных расходов при исполнении бюджета города в 2016 году сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 83,9% против 86,0% в 2015 году. Наибольший объем программных расходов составили расходы по разделам 0700 «Образование» – 3035924,0 тыс. рублей (57,2% в общем объеме программных расходов), 0400 «Национальная экономика» – 964887,4 тыс. рублей (18,2%) и 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 616065,0 тыс. рублей (11,6%).

Наибольшая доля программных расходов в общих расходах по разделам составила по разделам 0900 «Здравоохранение» и 1200 «Средства массовой информации» и достигла 100%, наименьшая – по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» – 10,9 процента. Разделы 0200 «Национальная оборона» и 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» не содержат программных расходов.

В течение 2016 года в 8 из 9 муниципальных программ внесено от 1 до 4 изменений. Одно изменение внесено в 2 программы, два – в 4 программы, три – в 1 программу, четыре – в 1 программу. В муниципальную программу «Развитие физической культуры и спорта» изменения в 2016 году не вносились.

По состоянию на 01.04.2017 объемы финансирования 1 муниципальной программы не приведены в соответствие с уточненным бюджетом и сводной бюджетной росписью на 2016 год, а при приведении в феврале — марте 2017 года в соответствие с утвержденными бюджетными ассигнованиями объемов финансирования 7 муниципальных программ допущены отклонения от утвержденных бюджетных ассигнований, а также несоответствие объемов финансирования за счет межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов.

Наиболее низкий процент освоения средств отмечается  по муниципальной адресной программе № 4 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2013 – 2017 годы – 68,5% от бюджета и 47,9% от сводной бюджетной росписи.

Согласно сводному отчету об исполнении муниципальных программ за 2016 год,  подготовленному Департаментом финансов, оценена как низкоэффективная 1 муниципальная программа – «Развитие культуры» (значение показателя эффективности муниципальной программы составило 0,84), разработчиком которой является Управление культуры и историко-культурного наследия. Как эффективные Департаментом финансов оценены 7 муниципальных программ, как умеренно эффективная – 1 муниципальная программа.

Из представленной оценки реализации муниципальных программ следует, что:

по муниципальной адресной программе № 4 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2013 – 2017 годы среднеарифметическая величина уровня достижения плановых значений целевых показателей программы составила 1,0 при среднеарифметической величине степени реализации бюджетных средств программы 0,48;

по муниципальной программе «Развитие культуры» среднеарифметическая величина уровня достижения плановых значений целевых показателей программы составила 0,76 при среднеарифметической величине степени реализации бюджетных средств программы 0,96.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о некачественном планировании достигаемых целевых показателей и необоснованном расчете финансовых затрат на реализацию мероприятий муниципальных программ.

Расходы на бюджетные инвестиции исполнены в 2016 году в сумме 679628,9 тыс. рублей (58,9% от сводной бюджетной росписи и 76,4% от бюджета), сократились по сравнению с 2015 годом на 161927,1 тыс. рублей, или на 19,2 процента.

Доля расходов на бюджетные инвестиции в общем объеме исполненных расходов бюджета города в 2016 году составляет 10,7% против 11,4% в 2015 году и 17,2% в 2014 году.

Наибольший объем бюджетных инвестиций направлен на реализацию муниципальной адресной программы № 4 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2013 — 2017 годы – 61,6% от общего объема финансирования бюджетных инвестиций.

По состоянию на 01.01.2017 объем незавершенного строительства составил 2042814,6 тыс. рублей, сократился за год на 0,3% или на 6160,5 тыс. рублей.

По-прежнему в составе вложений в объекты капитального строительства числятся расходы по строительству объектов, введенных в эксплуатацию, объектов, не принадлежащих  муниципальному образованию «Город Вологда», а также расходы, включенные в состав вложений в объекты капитального строительства более 3 лет назад.

В отчетном году муниципальным автономным и бюджетным учреждениям предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и на иные цели в размере 3333475 тыс. рублей (52,7% в общем объеме расходов бюджета, что на 7,1 процентных пункта больше, чем в 2015 году).

Кроме того, автономным учреждениям предоставлены субсидии на осуществление капитальных вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в размере 1900,0 тыс. рублей.

По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности установлено, что при полном финансовом обеспечении выполнения муниципального задания частично не выполнено муниципальное задание, доведенное до 1 учреждения, подведомственного Управлению физической культуры и массового спорта. При этом в нарушение пункта 15 постановления Администрации города от 27.12.2010 № 7148 «О Порядке формирования муниципального задания на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) в отношении муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений муниципального образования «Город Вологда» и финансового обеспечения выполнения такого муниципального задания» Управлением физической культуры и массового спорта не приняты меры по сокращению учреждению объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания или возврату субсидии в сумме 63,7 тыс. рублей.

Расходы на предоставление субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в отчетном году составили 4500,0 тыс. рублей.

В 2016 году неэффективные расходы (возмещение вреда по решению судебных органов) составили 21100,9 тыс. рублей (в 1,4 раза больше, чем в 2015 году), что в 3,2 раза и 2,3 раза соответственно больше расходов бюджета города (за счет собственных доходов) на реализацию муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности» (6500,0 тыс. рублей) и муниципальной программы «Экономическое развитие города» (9295,8 тыс. рублей).

Неисполненный объем бюджетных назначений (к сводной бюджетной росписи) составил 708303,2 тыс. рублей (10,1%), больше, чем в 2015 году в 2,0 раза. Наибольший объем неисполнения сложился по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 486862,3 тыс. рублей, из них бюджетные инвестиции 459573,5 тыс. рублей; «Национальная экономика» – 87718,3 тыс. рублей, из них бюджетные инвестиции 11877,5 тыс. рублей; «Образование» – 54641,1 тыс. рублей; «Общегосударственные вопросы» – 48511,9 тыс. рублей.

По итогам 2016 года из общего объема неисполненных бюджетных ассигнований наибольшая доля приходится на Администрацию города – 70,4%, или 498911,8 тыс. рублей.

Согласно Сведениям об исполнении бюджета (ф. 0503164), представленным Администрацией города в составе консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2016 год, а также главными администраторами средств бюджета города в составе годовой бюджетной отчетности, основной причиной не исполнения расходов в полном объеме является отсутствие свободного остатка средств на едином счете бюджета города. При этом остаток средств на едином счете бюджета города на конец года составил 115616,9 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений 906,7 тыс. рублей.

Бюджет города исполнен с дефицитом в размере 226973,4 тыс. рублей (79,2% от планируемого значения). По сравнению с 2015 годом уровень дефицита в 2016 году уменьшился с 11,2% до 8,3% от объема доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в абсолютном значении размер дефицита уменьшился на 101925,8 тыс. рублей.

Для обеспечения покрытия дефицита бюджета и временных кассовых разрывов в течение 2016 года привлечены кредитные ресурсы кредитных организаций, а также бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета. Объем привлечения коммерческих кредитов составил 2985000,0 тыс. рублей (в том числе по возобновляемой кредитной линии 1485000,0 тыс. рублей), по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,3 процента. На погашение кредитов кредитных организаций в 2016 году направлено 2825000,0 тыс. рублей (94,6% привлеченных кредитов), в том числе по возобновляемой кредитной линии 1575000,0 тыс. рублей. Объем привлечения и погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета в 2016 году составил 1184280,0 тыс. рублей.

В 2016 году поступили незапланированные средства от продажи акций и иных форм участия в капитале в объеме 154125,0 тыс. рублей. Средства поступили от продажи доли в уставном капитале ООО «Вологодский городской рынок», аукцион по продаже которой состоялся 26 декабря 2016 года.

Продолжился рост муниципального долга. За 2016 год муниципальный долг вырос на 98420,3 тыс. рублей (на 5,0%), достиг 2048420,3 тыс. рублей (74,8% к годовому объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) и по состоянию на 01.01.2017 состоял из задолженности по кредитам кредитных организаций в сумме 1610000,0 тыс. рублей (увеличилась на 160000,0 тыс. рублей) и гарантий муниципального образования «Город Вологда» в объеме 438420,3 тыс. рублей (уменьшились на 61579,7 тыс. рублей). В структуре муниципального долга доля кредитов кредитных организаций увеличилась с 74,4% до 78,6 процентов. Следует отметить, что рост задолженности по кредитам кредитных организаций приводит к увеличению расходов на обслуживание муниципального долга, размер которых в 2016 году составил 200432,9 тыс. рублей, что на 28229,5 тыс. рублей, или на 16,4% превышает аналогичные расходы 2015 года.

Кредиторская задолженность (без учета расчетов по доходам) по сравнению с началом года уменьшилась на 197,2 тыс. рублей и на 01.01.2017 составила 1117151,0 тыс. рублей, из них долги главных распорядителей бюджетных средств – 700665,9 тыс. рублей (сократились на 4427,4 тыс. рублей, или на 0,6%), муниципальных бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение муниципального задания и субсидий на цели осуществления капитальных вложений – 196079,8 тыс. рублей (уменьшились на 53274,6 тыс. рублей, или на 21,4%), за счет собственных доходов учреждений – 220405,3 тыс. рублей (увеличилась на 57504,8 тыс. рублей, или на 35,3%).

Просроченная кредиторская задолженность за отчетный год уменьшилась на 21949,9 тыс. рублей (на 5,5%), но остается значительной – 374998,8 тыс. рублей, из них 214096,9 тыс. рублей, или 57,1%, составляют долги муниципальных бюджетных и автономных учреждений (136455,3 тыс. рублей – за счет субсидий на выполнение муниципального задания, 77641,6 тыс. рублей – за счет собственных доходов учреждений). Просроченная кредиторская задолженность главных распорядителей бюджетных средств увеличилась за год на 47,3% и на 01.01.2017 составила 160901,9 тыс. рублей.

В составе просроченной кредиторской задолженности числится просроченная задолженность по платежам в бюджеты в сумме 26597,7 тыс. рублей. В результате ненадлежащего исполнения учреждениями обязанностей налогового агента, налогоплательщика в 2016 году бюджет города Вологды недополучил доходов не менее 718,7 тыс. рублей.

Рост долговой нагрузки на бюджет города, в том числе за счет увеличения объемов привлечения кредитных ресурсов и направление их в большей части на погашение ранее взятых кредитов, наличие просроченной кредиторской задолженности, свидетельствуют об усилении зависимости бюджета от заемных средств, создают риски при исполнении бюджета в следующих периодах, приводят к дополнительным неэффективным расходам бюджета.