Информация о результатах проведения экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2017 год

Информация о результатах проведения экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2017 год

 

Заключение Контрольно-счетной палаты города Вологды (далее – Контрольно-счетная палата) на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2017 год подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 № 108, Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2011 № 759.

Отчет об исполнении бюджета города за 2017 год представлен в Контрольно-счетную палату в установленный срок. Одновременно с отчетом представлен проект решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2017 год», документы и материалы, подлежащие представлению одновременно с годовым отчетом в соответствии с перечнем, установленным Положением о бюджетном процессе.

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Вологды, бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды, проведенная Контрольно-счетной палатой, показала, что основные параметры бюджета города за 2017 год выполнены в следующих значениях:

-поступило доходов в объеме 6494636,4 тыс. рублей, или 99,2% к утвержденным назначениям в сумме 6543933,3 тыс. рублей;

-осуществлены расходы в объеме 6749918,9 тыс. рублей, или 97,9% к утвержденному бюджету в сумме 6896291,3 тыс. рублей и 97,8% к сводной бюджетной росписи в размере 6900015,0 тыс. рублей;

-дефицит бюджета города составил 255282,5 тыс. рублей, что на 97075,5 тыс. рублей, или на 27,6% меньше суммы, установленной бюджетом города на 2017 год.

Установленные бюджетом города предельный объем муниципального долга, верхний предел муниципального долга, в том числе по муниципальным гарантиям, не превышены. Исполнять обязательства по муниципальным гарантиям в 2017 году не потребовалось.

Остаток средств на едином счете бюджета города на конец 2017 года составил 60334,4 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений 2,0 тыс. рублей.

В сравнении с 2016 годом доходы бюджета города в целом увеличились на 392619,5 тыс. рублей (на 6,4%). Объем налоговых и неналоговых доходов уменьшился на 25216,5 тыс. рублей (на 0,9%), безвозмездные поступления по сравнению с 2016 годом увеличились на 417836,0 тыс. рублей (на 12,6%).

Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджета города выполнены на 98,2%, не поступило 49414,3 тыс. рублей.

Налоговые доходы перевыполнены в целом на 0,6%, дополнительно поступило 12594,0 тыс. рублей. При этом не обеспечено выполнение плановых показателей по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на 27,5% (не поступило 2448,9 тыс. рублей), налогу на имущество физических лиц на 22,1% (не поступило 77666,6 тыс. рублей), единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 15,2% (не поступило 46871,4 тыс. рублей), налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, на 11,1% (не поступило 2071,4 тыс. рублей), государственной пошлине на 3,7% (не поступило 2722,2 тыс. рублей).

Неналоговые доходы не выполнены в целом на 9,0%, не поступило 62008,3 тыс. рублей. Не выполнены плановые показатели по 9 доходным источникам на общую сумму 136779,7 тыс. рублей. Выполнение плановых показателей обеспечено по 7 доходным источникам (дополнительно поступило 74699,3 тыс. рублей), по 2 доходным источникам плановые показатели не утверждались (фактически поступило 72,1 тыс. рублей). Не обеспечено выполнение плановых показателей по платежам при пользовании природными ресурсами на 43,8% (не поступило 2928,2 тыс. рублей), доходам от продажи муниципального имущества на 38,5% (не поступило 67564,3 тыс. рублей), доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам, на 35,9% (не поступило 555,8 тыс. рублей), прочим неналоговым доходам на 29,6% (не поступило 14078,0 тыс. рублей), арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 26,0% (не поступило 45043,6 тыс. рублей), арендной плате за имущество казны на 12,5% (не поступило 4926,7 тыс. рублей), арендной плате за имущество, находящееся в оперативном управлении органов управления и созданных ими учреждений, на 6,5% (не поступило 60,7 тыс. рублей), арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, на 2,7% (не поступило 469,3 тыс. рублей), штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 1,7% (не поступило 1153,1 тыс. рублей).

Имеющиеся резервы дополнительных поступлений в бюджет города использованы не в полном объеме. Задолженность по налоговым и неналоговым доходам (без учета рассроченной) увеличилась за отчетный год на 41562,2 тыс. рублей (на 6,5%) и по состоянию на 01.01.2018 составила 677367,4 тыс. рублей.

Задолженность по налоговым платежам уменьшилась на 51005,1 тыс. рублей (на 16,0%). Уменьшение объема задолженности наблюдается по всем налоговым поступлениям за исключением земельного налога и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, объем задолженности по которым увеличился соответственно на 4457,9 тыс. рублей (на 5,4%) и на 725,5 тыс. рублей (в 4,5 раза).

По неналоговым доходам задолженность (без учета рассроченной) в целом увеличилась на 92567,3 тыс. рублей (на 29,2%), в основном за счет увеличения задолженности по доходам от продажи муниципальных земельных участков на 66353,2 тыс. рублей (на начало года отсутствовала); штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 16452,9 тыс. рублей (на 30,3%); по доходам от продажи муниципального имущества — на 10290,6 тыс. рублей (в 16,5 раза).

Необходимо отметить неудовлетворительную работу администратора доходов по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов, объем которой увеличился за год на 3135,6 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2018 в 2,7 раза превышает объем поступлений 2017 года по данному доходному источнику. Наблюдается тенденция к ежегодному увеличению объема задолженности по данному доходному источнику (на 01.01.2013 – 11010,0 тыс. рублей, на 01.01.2014 – 14264,1 тыс. рублей, на 01.01.2015 – 17291,4 тыс. рублей, на 01.01.2016 – 32650,1 тыс. рублей, на 01.01.2017 – 41843,2 тыс. рублей, на 01.01.2018 – 44978,8 тыс. рублей).

Несмотря на значительный объем работы, проводимый Администрацией города Вологды (далее – Администрация города) по сокращению задолженности, указанные выше факты свидетельствуют о недостаточной работе администраторов доходов по взысканию задолженности.

В течение года плановый объем расходов уточнялся семь раз. Расходы бюджета города увеличились на 1351366,8 тыс. рублей (на 24,4%) и в окончательном варианте составили 6896291,3 тыс. рублей. Сводной бюджетной росписью расходы бюджета города утверждены в объеме 6900015,0 тыс. рублей.

Исполнение бюджета города по расходам составило 6749918,9 тыс. рублей, или 97,9% к уточненному бюджету и 97,8% к сводной бюджетной росписи, в том числе за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3740188,7 тыс. рублей (55,4% от общего объема расходов).

По всем разделам, за исключением раздела «Национальная экономика», исполнение расходов по которому составило 89,7% от росписи и 89,9% от бюджета, отмечается высокий уровень исполнения бюджета – от 97,6% до 100,0 процентов.

Основной объем бюджетных ассигнований – более 82,0% – направлен на образование (51,7%), национальную экономику (15,3%), жилищно-коммунальное хозяйство (15,2%).

Бюджет города в 2017 году сохранил свою социальную направленность, расходы на социальную сферу составили 58,8% от общего объема расходов бюджета (3971189,3 тыс. рублей), по сравнению с 2016 годом их доля в общем объеме расходов увеличилась на 3,7 процентных пункта.

В отчетном периоде расходы на реализацию 10 муниципальных программ составили 5858387,3 тыс. рублей (97,8% к бюджету и 97,7% к сводной бюджетной росписи). Доля программных расходов при исполнении бюджета города в 2017 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом и составила 86,8% против 83,9% в 2016 году. Наибольший объем в программных расходах составили расходы по разделам 0700 «Образование» – 3426954,7 тыс. рублей (58,5% в общем объеме программных расходов), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 967461,8 тыс. рублей (16,5%) и 0400 «Национальная экономика» – 967391,5 тыс. рублей (16,5%).

В разделах 0900 «Здравоохранение» и 1200 «Средства массовой информации» программные расходы достигают 100,0% в общих расходах по разделам. Наименьший процент программных расходов отмечается по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» – 16,0%, а разделы 0200 «Национальная оборона» и 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» не содержат программных расходов.

Наиболее низкий процент освоения средств отмечается по муниципальной программе «Развитие градостроительства и инфраструктуры» – 89,4% от бюджета и сводной бюджетной росписи.

В течение 2017 года в 10 муниципальных программ внесено от 1 до 5 изменений. По одному изменению внесено в 2 программы, два изменения – в 1 программу, три – в 1 программу, четыре – в 5 программ, пять – в 1 программу.

В нарушение пунктов 2.7, 3.2 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного постановлением Администрации города от 01.08.2014 № 5542, по состоянию на 21.03.2018 объемы финансирования 5 муниципальных программ не приведены в соответствие с уточненным бюджетом и сводной бюджетной росписью на 2017 год, а при приведении в феврале-марте 2018 года в соответствие с утвержденными бюджетными ассигнованиями объемов финансирования двух муниципальных программ допущены отклонения от утвержденных бюджетных ассигнований, а также несоответствия объемов финансирования за счет межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов.

Согласно сводному отчету об исполнении муниципальных программ за 2017 год, подготовленному Департаментом финансов Администрации города, оценена как низкоэффективная 1 муниципальная программа – «Развитие культуры» (значение показателя эффективности муниципальной программы составило 0,86), разработчиком которой является Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города (по итогам 2016 года данная муниципальная программа также оценена как низкоэффективная). Как эффективные Департаментом финансов Администрации города оценены 8 муниципальных программ, как умеренно эффективная – 1 муниципальная программа – «Обеспечение общественной безопасности».

Из представленной оценки реализации муниципальных программ следует, что:

по муниципальной программе «Развитие градостроительства и инфраструктуры» среднеарифметическая величина уровня достижения плановых значений целевых показателей программы составила 0,94 при среднеарифметической величине степени реализации бюджетных средств программы 0,89;

по муниципальной программе «Развитие культуры» среднеарифметическая величина уровня достижения плановых значений целевых показателей программы составила 0,79 при среднеарифметической величине степени реализации бюджетных средств программы 0,99.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о некачественном планировании достигаемых целевых показателей и необоснованном расчете финансовых затрат на реализацию мероприятий муниципальных программ.

Расходы на бюджетные инвестиции исполнены в 2017 году в сумме 919875,1 тыс. рублей (91,4% от бюджета и сводной бюджетной росписи), увеличились по сравнению с 2016 годом на 240246,2 тыс. рублей, или на 35,3 процента.

Доля расходов на бюджетные инвестиции в общем объеме исполненных расходов бюджета города в 2017 году составляет 13,6% против 10,7% в 2016 году и 11,4% в 2015 году.

Наибольший объем бюджетных инвестиций направлен на реализацию муниципальной адресной программы № 4 по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2013-2017 годы – 76,1% от общего объема финансирования бюджетных инвестиций.

По состоянию на 01.01.2018 объем незавершенного строительства составил 1491196,7 тыс. рублей, сократился за год на 26,8%, или на 546309,1 тыс. рублей.

По-прежнему в составе вложений в объекты капитального строительства числятся расходы по строительству объектов, введенных в эксплуатацию, объектов, не принадлежащих муниципальному образованию «Город Вологда», а также расходы, включенные в состав вложений в объекты капитального строительства более 3-х лет назад.

В отчетном году муниципальным автономным и бюджетным учреждениям предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и на иные цели в размере 3715709,0 тыс. рублей (55,0% в общем объеме расходов бюджета, что на 2,3 процентных пункта больше, чем в 2016 году).

По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности установлено, что при полном финансовом обеспечении выполнения муниципального задания одним из учреждений, подведомственным Управлению физической культуры и массового спорта Администрации города, не достигнуто установленное значение показателя качества муниципальной услуги «реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта», что согласно пункту 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о невыполнении учреждением муниципального задания.

Расходы на предоставление субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в отчетном году составили 15500,0 тыс. рублей, что в 3,4 раза больше, чем в 2016 году.

В 2017 году неэффективные расходы (возмещение вреда по решению судебных органов) составили 23995,2 тыс. рублей (в 1,9 раза меньше, чем в 2016 году), что в 2,7 раза и 2,0 раза соответственно больше расходов бюджета города (за счет собственных доходов) на реализацию муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности» (8946,6 тыс. рублей) и муниципальной программы «Экономическое развитие города» (12007,3 тыс. рублей).

Неисполненный объем бюджетных назначений (к сводной бюджетной росписи) составил 150096,1 тыс. рублей (2,2%), меньше, чем в 2016 году в 4,7 раза. Наибольший объем неисполнения сложился по разделам «Национальная экономика» – 119029,8 тыс. рублей; «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 12356,2 тыс. рублей, из них бюджетные инвестиции 9676,4 тыс. рублей; «Общегосударственные вопросы» – 11856,5 тыс. рублей.

По итогам 2017 года из общего объема неисполненных бюджетных ассигнований наибольшая доля приходится на Департамент городского хозяйства Администрации города – 83,4%, или 125202,4 тыс. рублей.

Согласно Сведениям об исполнении бюджета (ф. 0503164), представленным Администрацией города в составе консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2017 год, а также главными администраторами средств бюджета города в составе годовой бюджетной отчетности, основными причинами не исполнения расходов в полном объеме являются оплата работ «по факту» на основании актов выполненных работ; нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий муниципальных контрактов; экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур; заявительный характер выплат пособий и компенсаций; заявительный характер субсидирования организаций, производителей товаров, работ и услуг.

Бюджет города исполнен с дефицитом в размере 255282,5 тыс. рублей (72,4% от планируемого значения). По сравнению с 2016 годом уровень дефицита в 2017 году увеличился с 8,3% до 9,4% от объема доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в абсолютном значении размер дефицита увеличился на 28309,1 тыс. рублей.

Для обеспечения покрытия дефицита бюджета и временных кассовых разрывов в течение 2017 года привлечены кредитные ресурсы кредитных организаций, а также бюджетные кредиты. Объем привлечения коммерческих кредитов составил 3860000,0 тыс. рублей (в том числе по возобновляемым кредитным линиям 2460000,0 тыс. рублей), по сравнению с 2016 годом увеличился на 29,3 процента. На погашение кредитов кредитных организаций в 2017 году направлено 3660000,0 тыс. рублей (94,8% привлеченных кредитов), в том числе по возобновляемым кредитным линиям 2260000,0 тыс. рублей. Объем привлечения и погашения бюджетных кредитов в 2017 году составил 1341250,5 тыс. рублей, в том числе на пополнение остатков средств на счете бюджета – 1248250,5 тыс. рублей.

В 2017 году сохраняется тенденция роста муниципального долга муниципального образования «Город Вологда». За 2017 год муниципальный долг вырос на 135341,5 тыс. рублей (на 6,6%), достиг 2183761,8 тыс. рублей (80,3% к годовому объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) и по состоянию на 01.01.2018 состоит из задолженности по кредитам кредитных организаций в сумме 1810000,0 тыс. рублей (увеличилась на 200000,0 тыс. рублей) и гарантий муниципального образования «Город Вологда» в объеме 373761,8 тыс. рублей (уменьшились на 64658,5 тыс. рублей). В структуре муниципального долга доля кредитов кредитных организаций увеличилась с 78,6% на 01.01.2017 до 82,9% на 01.01.2018.

Кредиторская задолженность (без учета расчетов по доходам и долговым обязательствам) по сравнению с началом года уменьшилась на 528420,9 тыс. рублей и на 01.01.2018 составила 588730,1 тыс. рублей, из них долги главных распорядителей бюджетных средств – 365330,4 тыс. рублей (сократились на 335335,5 тыс. рублей, или в 1,9 раза), муниципальных бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели – 54951,8 тыс. рублей (уменьшились на 141128,0 тыс. рублей, или в 3,6 раза), за счет собственных доходов учреждений – 168447,9 тыс. рублей (уменьшилась на 51957,4 тыс. рублей, или на 23,6%).

Просроченная кредиторская задолженность за отчетный год уменьшилась на 218259,4 тыс. рублей (в 2,4 раза), но остается значительной – 156739,3 тыс. рублей, из них 82316,6 тыс. рублей, или 52,6%, составляют долги муниципальных бюджетных и автономных учреждений (28708,5 тыс. рублей – за счет субсидий на выполнение муниципального задания, 53608,1 тыс. рублей – за счет собственных доходов учреждений). Просроченная кредиторская задолженность главных распорядителей бюджетных средств уменьшилась за год в 2,2 раза и на 01.01.2018 составила 74422,7 тыс. рублей.

В составе просроченной кредиторской задолженности числится просроченная задолженность по платежам в бюджеты в сумме 8053,2 тыс. рублей. В результате ненадлежащего исполнения учреждениями обязанностей налогового агента, налогоплательщика в 2017 году бюджет города Вологды недополучил доходов не менее 1180,0 тыс. рублей.

Рост долговой нагрузки на бюджет города, в том числе за счет увеличения объемов привлечения кредитных ресурсов, направление кредитных ресурсов в большей части на погашение ранее взятых кредитов, наличие просроченной кредиторской задолженности, свидетельствуют об усилении зависимости бюджета от заемных средств, создают риски при исполнении бюджета в следующих периодах, приводят к дополнительным неэффективным расходам бюджета.

В ходе рассмотрения проекта решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2017 год» проведена сверка показателей, отраженных в проекте решения и приложениях к нему, с показателями бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета и годового отчета об исполнении бюджета города за 2017 год. В результате установлено несоответствие отдельных показателей исполнения бюджета по доходам и расходам, отраженным в приложениях №№ 3-5 к проекту решения, показателям бюджетной отчетности Администрации города, Вологодской городской Думы, Территориальной избирательной комиссии города Вологды, Департамента городского хозяйства Администрации города, Контрольно-счетной палаты, Управления социальной защиты, опеки и попечительства Администрации города, Управления образования Администрации города за 2017 год, Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117), представленного Администрацией города в составе консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2017 год, Отчета по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151) на 01.01.2018, представленного Управлением Федерального казначейства по Вологодской области по запросу Контрольно-счетной палаты, что указывает на ненадлежащую подготовку указанных приложений к проекту решения.