Информация о результатах проведения экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2020 год

Информация о результатах проведения экспертизы проекта решения Вологодской городской Думы на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2020 год

 

Заключение Контрольно-счетной палаты города Вологды на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2020 год подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 № 108 (далее – Положение о бюджетном процессе), Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2011 № 759.

Отчет об исполнении бюджета города за 2020 год представлен в Контрольно-счетную палату в установленный срок. Одновременно с отчетом представлен проект решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2020 год», документы и материалы, подлежащие представлению одновременно с годовым отчетом в соответствии с перечнем, установленным Положением о бюджетном процессе.

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Вологды, бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды, проведенная Контрольно-счетной палатой, показала, что основные параметры бюджета города за 2020 год выполнены в следующих значениях:

-поступило доходов в объеме 9947627,2 тыс. рублей, или 100,1% к утвержденным назначениям в сумме 9936255,9 тыс. рублей;

-осуществлены расходы в объеме 9848358,3 тыс. рублей, или 98,5% к утвержденному бюджету в сумме 10001038,2 тыс. рублей и 98,9% к сводной бюджетной росписи в сумме 9956289,9 тыс. рублей. Расходы за счет безвозмездных поступлений составили 6571222,3 тыс. рублей (66,7% от общего объема расходов);

-профицит бюджета города составил 99269,0 тыс. рублей при запланированном объеме дефицита в размере 64782,3 тыс. рублей.

Установленный бюджетом города верхний предел муниципального внутреннего долга, в том числе по муниципальным гарантиям, не превышен. Исполнять обязательства по муниципальным гарантиям в 2020 году не потребовалось.

Остаток средств на едином счете бюджета города на конец 2020 года составил 144768,2 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений – 829,7 тыс. рублей.

В сравнении с 2019 годом доходы бюджета города в целом увеличились на 198899,9 тыс. рублей (на 2,0%). Объем налоговых и неналоговых доходов уменьшился на 91917,4 тыс. рублей (на 2,6%), безвозмездные поступления по сравнению с 2019 годом увеличились на 290817,2 тыс. рублей (на 4,6%).

Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджета города выполнены на 103,2%, дополнительно поступило 105410,6 тыс. рублей.

Налоговые доходы перевыполнены в целом на 2,1%, дополнительно поступило 61031,6 тыс. рублей. При этом плановые показатели выполнены только по двум налоговым поступлениям (по налогу на доходы физических лиц и единому сельскохозяйственному налогу), по остальным доходным источникам плановые показатели не достигнуты.

Неналоговые доходы перевыполнены в целом на 12,7%, дополнительно поступило 44379,0 тыс. рублей. Плановые показатели выполнены по всем доходным источникам, за исключением прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности городских округов, и платежей при пользовании природными ресурсами, исполнение плановых показателей по которым составило 98,9% и 85,2% соответственно.

Задолженность по налоговым и неналоговым доходам (без учета доходов будущих периодов) уменьшилась за отчетный год на 94614,1 тыс. рублей (на 14,9%) и по состоянию на 01.01.2021 составила 538885,3 тыс. рублей. Несмотря на уменьшение задолженности в 2020 году, ее объем продолжает оставаться значительным.

Задолженность по налоговым доходам в бюджет города за 2020 год уменьшилась на 50688,7 тыс. рублей (на 19,6%) и на 01.01.2021 составила 208174,3 тыс. рублей (на 01.01.2020 – 258863,0 тыс. рублей). Уменьшение объема задолженности наблюдается по всем налоговым поступлениям, за исключением налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объем задолженности по которому увеличился на 1278,7 тыс. рублей (на 7,0%).

По неналоговым доходам задолженность (без учета доходов будущих периодов) на 01.01.2021 составила 330711,0 тыс. рублей, уменьшилась за год в совокупности на 43925,4 тыс. рублей (на 11,7%), в основном за счет:

уменьшения задолженности по арендным платежам за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 20455,9 тыс. рублей (на 13,9%); по штрафам, санкциям, возмещению ущерба — на 19034,6 тыс. рублей (на 13,6%); по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, — на 9057,9 тыс. рублей (в 42,9 раза); по арендным платежам за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов, – на 3351,3 тыс. рублей (на 12,7%); по доходам от продажи муниципального имущества – на 2025,7 тыс. рублей (на 25,5%); по доходам от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов, — на 1222,3 тыс. рублей (на 01.01.2021 отсутствует); по арендным платежам за имущество, составляющее казну городского округа, — на 1199,6 тыс. рублей (на 6,9%);

увеличения задолженности по прочим неналоговым доходам – на 14716,0 тыс. рублей (в 2,7 раза), из них по плате за размещение и эксплуатацию рекламных конструкций – на 13217,9 тыс. рублей.

Расходы бюджета города в 2020 году увеличились по сравнению с 2019 годом на 29937,4 тыс. рублей (на 0,3%), из них за счет безвозмездных поступлений – на 338345,8 тыс. рублей (на 5,4%).

Бюджет города в 2020 году сохранил свою социальную направленность, расходы на социальную сферу составили 68,1% от общего объема расходов бюджета – 6704769,0 тыс. рублей, что больше уровня 2019 года на 140853,9 тыс. рублей (на 2,1%). Наибольший удельный вес в расходах бюджета города занимают расходы на образование – 60,8 процента.

В отчетном периоде на реализацию муниципальных программ направлено 9055113,6 тыс. рублей. Доля программных расходов при исполнении бюджета города в 2020 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 2,2 процентных пункта и составила 91,9 процента.

Как и в 2019 году, в отчетном году наибольший объем в программных расходах составили расходы по разделу 0700 «Образование» – 5972842,6 тыс. рублей (66,0% в общем объеме программных расходов).

Расходы на бюджетные инвестиции исполнены в 2020 году в сумме 1021385,0 тыс. рублей (95,3% от бюджета и 95,9% от сводной бюджетной росписи), уменьшились по сравнению с 2019 годом на 826948,95 тыс. рублей, или в 1,8 раза.

Доля расходов на бюджетные инвестиции в общем объеме исполненных расходов бюджета города в 2020 году составляет 10,4%, что соответствует уровню 2016 года (10,7%), существенно ниже доли указанных расходов, осуществленных в 2017, 2018 и 2019 годах (13,6%, 16,4% и 18,8% соответственно).

Наибольший объем бюджетных инвестиций направлен на реализацию муниципальной программы «Развитие образования» в рамках раздела 0700 «Образование» – 73,4% от общего объема инвестиционных расходов.

По состоянию на 01.01.2021 объем незавершенного строительства составил 2001524,3 тыс. рублей, сократился за год на 80075,5 тыс. рублей, или на 3,8 процента. По-прежнему в составе вложений в объекты капитального строительства числятся расходы по строительству объектов, введенных в эксплуатацию, а также расходы 2009-2016 годов на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию на объекты, строительство которых не начиналось.

В отчетном году муниципальным автономным и бюджетным учреждениям предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и на иные цели в размере 5598983,5 тыс. рублей (56,9% в общем объеме расходов бюджета, что на 5,4 процентных пункта больше, чем в 2019 году).

Расходы на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) в соответствии с Бюджетным кодеком Российской Федерации в отчетном году составили 52159,9 тыс. рублей.

На исполнение семнадцати публичных нормативных обязательств, предусмотренных в бюджете города на 2020 год, направлено 216752,9 тыс. рублей.

Впервые за последние десять лет бюджет города Вологды исполнен с профицитом. По итогам 2020 года доходы бюджета города Вологды превысили расходы на 99269,0 тыс. рублей при запланированном объеме дефицита в размере 64782,3 тыс. рублей.

На протяжении последних двух лет наметилась положительная динамика сокращения объема муниципального долга муниципального образования «Город Вологда»: за 2019 год долговые обязательства уменьшились на 1285,9 тыс. рублей, за 2020 год – на 79850,3 тыс. рублей. При этом следует отметить, что уменьшение объема муниципального долга обусловлено, в основном, сокращением долговых обязательств по муниципальной гарантии, предоставленной в обеспечение исполнения обязательств АО «Вологдагортеплосеть».

Проверкой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды установлены нарушения требований законодательства, в том числе повлекшие искажение отдельных показателей бюджетной отчетности не только главного распорядителя бюджетных средств, но и в целом муниципального образования «Город Вологда».