Информация
о результатах проведения экспертизы
проекта решения Вологодской городской Думы
на отчет об исполнении бюджета города Вологды
за 2023 год
Заключение Контрольно-счетной палаты города Вологды на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2023 год подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в городском округе городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 № 108 (далее – Положение о бюджетном процессе), Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2011 № 759.
Отчет об исполнении бюджета города за 2023 год представлен в Контрольно-счетную палату в установленный срок. Одновременно с отчетом представлен проект решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2023 год», документы и материалы, подлежащие представлению одновременно с годовым отчетом в соответствии с перечнем, установленным Положением о бюджетном процессе.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Вологды, бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды, проведенная Контрольно-счетной палатой, показала, что основные параметры бюджета города за 2023 год выполнены в следующих значениях:
-поступило доходов в объеме 18081056,9 тыс. рублей, или 101,4% к утвержденным назначениям в сумме 17825497,3 тыс. рублей;
-осуществлены расходы в объеме 18272259,4 тыс. рублей, или 98,8% к утвержденному бюджету в сумме 18502702,0 тыс. рублей и 99,0% к сводной бюджетной росписи в сумме 18460091,9 тыс. рублей. Расходы за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней (без учета дотации бюджетам городских округов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 164930,8 тыс. рублей) составили 12974202,3 тыс. рублей (71,0% от общего объема расходов);
-дефицит бюджета города составил 191202,4 тыс. рублей при запланированном объеме дефицита в размере 677204,7 тыс. рублей.
Установленный бюджетом города верхний предел муниципального внутреннего долга, в том числе по муниципальным гарантиям, не превышен.
В сравнении с 2022 годом доходы бюджета города в целом увеличились на 3337855,5 тыс. рублей (на 22,6%). Объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 443346,9 тыс. рублей (на 9,8%), безвозмездные поступления по сравнению с 2022 годом увеличились на 2894508,7 тыс. рублей (на 28,3%).
Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджета города выполнены на 105,5%, дополнительно поступило 259994,6 тыс. рублей.
Налоговые доходы перевыполнены в целом на 3,9%, дополнительно поступило 166874,3 тыс. рублей. При этом не выполнены плановые показатели по налогам на совокупный доход на 0,9% (не поступило 6595,0 тыс. рублей), а также по земельному налогу с организаций на 2,6% (не поступило 3324,9 тыс. рублей).
Неналоговые доходы перевыполнены в целом на 19,8%, дополнительно поступило 93120,2 тыс. рублей. При этом не выполнены плановые показатели по платежам при пользовании природными ресурсами на 27,0% (не поступило 675,3 тыс. рублей).
Расходы бюджета города в 2023 году увеличились по сравнению с 2022 годом на 3828835,0 тыс. рублей (на 26,5%), из них за счет безвозмездных поступлений – на 2851196,6 тыс. рублей (на 28,2%).
Бюджет города в 2023 году сохранил свою социальную направленность, расходы на социальную сферу составили 52,7% от общего объема расходов бюджета – 9634155,1 тыс. рублей, что больше уровня 2022 года на 669821,1 тыс. рублей (на 7,5%). Наибольший удельный вес в расходах бюджета города занимают расходы на образование – 47,0%.
В отчетном периоде на реализацию муниципальных программ направлено 18154753,2 тыс. рублей. Доля программных расходов при исполнении бюджета города в 2023 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0,7 процентных пункта и составила 99,4%.
Как и в 2022 году, в отчетном году наибольший объем в программных расходах составили расходы по разделу 0700 «Образование» – 8590481,2 тыс. рублей (47,3% в общем объеме программных расходов).
Согласно Сводному отчету об исполнении муниципальных программ за 2023 год, подготовленному Департаментом финансов на основании пункта 3.9 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации на территории городского округа города Вологды, утвержденного постановлением Администрации города Вологды от 01 августа 2014 года № 5542 (с последующими изменениями), и содержащему оценку эффективности реализации муниципальных программ в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ на территории городского округа города Вологды, утвержденной постановлением Администрации города Вологды от 03 февраля 2016 года № 83 (с последующими изменениями), все 12 муниципальных программ по показателю «уровень эффективности реализации муниципальной программы» оценены как эффективные.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности исполнены в 2023 году в сумме 4710796,0 тыс. рублей (99,6% от бюджета и 97,6% от сводной бюджетной росписи), увеличились по сравнению с 2022 годом на 1292395,7 тыс. рублей, или на 37,8%.
За счет собственных средств бюджета расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности исполнены в сумме 390653,6 тыс. рублей (127,1% к бюджету и 95,4% к росписи), за счет субсидий из федерального и областного бюджетов – 4320142,4 тыс. рублей (97,7% к бюджету и 97,8% к росписи).
Доля расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности в общем объеме исполненных расходов бюджета города в 2023 году составляет 25,8%, что на 2,1 процентных пункта выше уровня 2022 года. Доля расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет собственных средств бюджета в общем объеме поступивших в 2023 году собственных доходов составляет 7,9% (в 2022 году – 9,1%).
Основной объем расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности направлен в отчетном году на реализацию муниципальной программы «Развитие градостроительства и инфраструктуры» — 67,1% от общего объема инвестиционных расходов, или 3161509,0 тыс. рублей.
В отчетном году муниципальным автономным и бюджетным учреждениям предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на финансовое обеспечение муниципального задания в рамках исполнения муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, на иные цели в общей сумме 7882553,2 тыс. рублей (43,1% в общем объеме расходов бюджета, что на 4,9 процентных пункта меньше, чем в 2022 году).
Расходы на предоставление субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) в отчетном году составили 125418,3 тыс. рублей, что на 57403,8 тыс. рублей (в 1,8 раза) больше, чем в 2022 году.
На исполнение двадцати публичных нормативных обязательств, предусмотренных в бюджете города на 2023 год, направлено 116812,8 тыс. рублей, меньше уровня 2022 года на 44044,9 тыс. рублей, или на 27,4%.
Результатом исполнения бюджета города Вологды за 2023 год стал дефицит в размере 191202,4 тыс. рублей.
По данным Отчета об исполнении бюджета (форма 0503117), Баланса исполнения бюджета (форма 0503120), муниципальной долговой книги города Вологды за 2023 год:
привлечены и погашены заемные средства кредитных организаций в объеме 3555000,0 тыс. рублей;
привлечены и погашены бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города на общую сумму 1462400,0 тыс. рублей.
Остаток средств на едином счете бюджета города Вологды за 2023 год уменьшился на 106029,7 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2024 составил 609288,7 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений – 16319,1 тыс. рублей.
На протяжении последних двух лет наблюдается динамика сохранения муниципального внутреннего долга на уровне 1945000,0 тыс. рублей. По итогам 2023 года муниципальный внутренний долг составил 41,1% к годовому объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Структура муниципального внутреннего долга состоит в полном объеме из задолженности по кредитам кредитных организаций.
Установленный бюджетом города верхний предел муниципального внутреннего долга на 01 января 2024 года в размере 1945000,0 тыс. рублей не превышен. Просроченная задолженность по долговым обязательствам на 01.01.2024 отсутствует.
В ходе рассмотрения проекта решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2023 год» установлено, что показатели общего объема доходов, расходов и дефицита бюджета, отраженные в проекте решения и приложениях к нему, показатели объема поступления доходов бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации, отраженные в приложении № 2 к проекту решения, соответствуют аналогичным показателям, отраженным в Отчете об исполнении бюджета (форма 0503117), представленном Администрацией города Вологды в составе консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2023 год, в годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета, отчетности Управления Федерального казначейства по Вологодской области.