Информация
о результатах проведенной экспертизы
проекта решения Вологодской городской Думы
«О Бюджете города Вологды на 2025 год
и плановый период 2026 и 2027 годов»
Экспертиза проекта решения Вологодской городской Думы «О Бюджете города Вологды на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» проведена в соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» (с последующими изменениями), пункта 3.7 Положения о бюджетном процессе в городском округе городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23 июня 2006 года № 108 (с последующими изменениями), и пункта 8.1 Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2011 года № 759 (с последующими изменениями).
Проект решения в целом составлен с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города Вологды на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, исходя из показателей социально-экономического развития городского округа города Вологды на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, на основании муниципальных программ и проектов изменений в муниципальные программы.
Проект решения в целом сформирован с учетом требований приказов Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 года № 82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», от 10 июня 2024 года № 85н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)».
Проект решения, а также перечень документов и материалов, представленных одновременно с ним, в целом соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и Положению о бюджетном процессе в городском округе городе Вологде.
Доходы бюджета города на 2025 год планируются в объеме 16216872,1 тыс. рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения бюджета за 2024 год (24494540,8 тыс. рублей) на 8277668,7 тыс. рублей (в 1,5 раза). В 2026 году объем доходов уменьшится на 1851765,3 тыс. рублей (на 11,4%) к уровню 2025 года и составит 14365106,8 тыс. рублей, в 2027 году доходы бюджета города увеличатся на 14262,9 тыс. рублей (на 0,1%) к уровню 2026 года и составят 14379369,7 тыс. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета города увеличатся в 2025 году по сравнению с оценкой ожидаемого исполнения бюджета за 2024 год на 57886,2 тыс. рублей с 5559389,2 тыс. рублей до 5617275,4 тыс. рублей. В плановом периоде 2026 и 2027 годов прогнозируется увеличение объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов в сравнении с предыдущим периодом на 187223,3 тыс. рублей (на 3,3%) и на 256252,5 тыс. рублей (на 4,4%) соответственно. Удельный вес налоговых и неналоговых доходов увеличится с 22,7% в 2024 году до 34,6% в 2025 году, в плановом периоде 2026 и 2027 годов составит 40,4% и 42,1% соответственно.
Безвозмездные поступления в целом сократятся в 2025 году по сравнению с 2024 годом на 8335554,9 тыс. рублей (в 1,8 раза) и составят 10599596,7 тыс. рублей. В 2026 году безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 8560608,1 тыс. рублей, в сравнении с предыдущим годом уменьшатся на 2038988,6 тыс. рублей, в 2027 году – 8318618,5 тыс. рублей, со снижением к предыдущему году на 241989,6 тыс. рублей. Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов уменьшится с 77,3% в 2024 году до 65,4% в 2025 году, в плановом периоде 2026 и 2027 годов составит 59,6% и 57,9% соответственно.
По-прежнему снижают доходы бюджета города предоставляемые льготы. По оценке Департамента финансов Администрации города выпадающие доходы бюджета города от предоставления льгот за три года составят 687731,1 тыс. рублей, из них по решениям Вологодской городской Думы – 32666,1 тыс. рублей.
На 2025 год прогнозируемый объем льгот составит 235981,1 тыс. рублей, в том числе по налоговым доходам – 221121,0 тыс. рублей (93,7% от общего объема льгот), по неналоговым доходам – 14860,1 тыс. рублей (6,3%). Наибольшие суммы выпадающих доходов в 2025 году прогнозируются по налогу на имущество физических лиц согласно федеральному законодательству (205253,0 тыс. рублей, или 87,0% от объема льгот 2025 года), земельному налогу согласно федеральному законодательству (13052,0 тыс. рублей, или 5,5%).
На 2026 и 2027 годы выпадающие доходы от предоставления льгот прогнозируются по налоговым платежам в объеме 221271,0 тыс. рублей ежегодно, по неналоговым доходам – 5104,0 тыс. рублей и 4104,0 тыс. рублей соответственно.
При формировании бюджета предусмотрено принятие мер по сокращению задолженности. От взыскания имеющейся задолженности в 2025 году планируется получить 77214,2 тыс. рублей.
Объем расходов бюджета города в 2025 году уменьшится по сравнению с уточненным бюджетом города на 2024 год на 8787032,1 тыс. рублей (на 34,8%), по сравнению с его ожидаемым исполнением — на 8777827,7 тыс. рублей (на 34,7%) и составит 16484073,2 тыс. рублей. В 2026 и 2027 годах объем расходов сократится до 14454333,5 тыс. рублей (на 2029739,7 тыс. рублей, или на 12,3%, к уровню 2025 года) и 14322863,0 тыс. рублей (на 131470,5 тыс. рублей, или на 0,9%, к уровню 2026 года) соответственно.
По сравнению с 2024 годом в 2025 году бюджетные ассигнования сокращаются по большинству разделов классификации расходов. Наибольшее уменьшение в относительном выражении отмечается по разделам 0600 «Охрана окружающей среды» — в 235,0 раз, или на 488244,1 тыс. рублей, 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» — в 2,7 раза, или на 1866412,2 тыс. рублей, 0400 «Национальная экономика» — в 2,0 раза, или на 3971483,3 тыс. рублей, 0700 «Образование» — на 23,1%, или на 2436842,4 тыс. рублей.
Проект бюджета города сохраняет социальную направленность. Удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов ежегодно возрастает: с 49,3% в 2024 году до 59,4% в 2025 году, 66,2% в 2026 году и 69,8% в 2027 году. Однако совокупный объем данных расходов в 2025 году ниже, чем в текущем году, на 2673668,8 тыс. рублей (на 21,4%) и составляет 9793861,6 тыс. рублей. В 2026 и 2027 годах расходы на социальную сферу планируются в размере 9572296,4 тыс. рублей и 9996580,9 тыс. рублей соответственно.
В общем объеме расходов бюджета города наибольшую долю составляют расходы на образование: в 2025 году – 49,2%, в 2026 году – 56,3%, в 2027 году – 59,8%.
На предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям города в 2025 году предусмотрены ассигнования в сумме 8664315,0 тыс. рублей (52,6% от общего объема расходов бюджета), из них за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней 6721996,4 тыс. рублей. Планируемый в очередном году объем субсидий бюджетным и автономным учреждениям города на 1192136,0 тыс. рублей (на 12,1%) меньше, чем в бюджете на 2024 год. В 2026 и 2027 годах объем субсидий планируется в сумме 8442853,9 тыс. рублей (58,4%) и 8464023,5 тыс. рублей (59,1%) соответственно. Объем субсидий иным некоммерческим организациям в 2025 году предусмотрен в размере 104029,4 тыс. рублей, что на 156741,4 тыс. рублей (в 2,5 раза) меньше, чем в текущем году. В 2026 и 2027 годах размер субсидий иным некоммерческим организациям составит 91929,4 тыс. рублей ежегодно.
На исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить в 2025 году 596795,2 тыс. рублей, что на 24604,0 тыс. рублей (на 4,3%) больше уровня 2024 года. В 2026 и 2027 годах на данные цели запланированы бюджетные ассигнования в объеме 581263,5 тыс. рублей ежегодно, что на 15531,7 тыс. рублей (на 2,6%) меньше уровня 2025 года.
Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общем объеме расходов бюджета в 2025 году увеличится по сравнению с текущим годом на 1,3 процентных пункта и составит 3,6%, в 2026 и 2027 годах – 4,0% и 4,1% соответственно.
В перечень публичных нормативных обязательств на 2025 год включено 25 обязательств, меньше на три обязательства, чем в текущем году, на 2026 и 2027 годы – 22 обязательства ежегодно.
На реализацию социально значимого проекта «Народный бюджет» в 2025 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 45500,0 тыс. рублей, что выше уровня текущего года на 814,1 тыс. рублей (на 1,8%).
Проект бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов сформирован в программной структуре расходов на основе 15 муниципальных программ, утвержденных Администрацией города в августе-сентябре 2024 года. Срок реализации муниципальных программ – 2025-2030 годы.
В 2025 году программные расходы составят 16374750,0 тыс. рублей (из них за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней 10582883,4 тыс. рублей), что меньше объема, предусмотренного в бюджете на 2024 год, на 8751394,8 тыс. рублей, или в 1,5 раза. В 2026 и 2027 годах объем программных расходов снизится до 14144817,8 тыс. рублей (из них за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней 8560000,0 тыс. рублей) и 13843540,4 тыс. рублей (из них за счет безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней 8318286,1 тыс. рублей) соответственно.
Доля программного финансирования в общем объеме расходов сократится с 99,4% в 2024 году до 99,3% в 2025 году, в 2026 и 2027 годах уменьшится до 97,9% и 96,7% соответственно.
Бюджетные ассигнования в рамках непрограммных направлений расходов запланированы в 2025 году в объеме 109323,2 тыс. рублей (из них за счет межбюджетных трансфертов 33,0 тыс. рублей), со снижением к уровню 2024 года на 35637,3 тыс. рублей (на 24,6%). В 2026 и 2027 годах указанные ассигнования составят 309515,7 тыс. рублей (из них за счет межбюджетных трансфертов 225,5 тыс. рублей) и 479322,6 тыс. рублей (из них за счет межбюджетных трансфертов 32,4 тыс. рублей) соответственно.
Расходы на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в проекте бюджета на 2025 год предусмотрены в рамках реализации четырех муниципальных программ, на 2026 и 2027 годы – в рамках реализации двух муниципальных программ.
Всего за три года проектом решения предусмотрено направить на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности 2501841,8 тыс. рублей, в том числе за счет собственных доходов бюджета города – 330254,8 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов – 2171587,0 тыс. рублей.
Объем плановых назначений на осуществление капитальных вложений в 2025 году составит 1800395,0 тыс. рублей, что меньше ассигнований, предусмотренных на данные цели в бюджете на 2024 год на 1577152,0 тыс. рублей, или в 1,9 раза.
В 2026 году объем капитальных вложений сократится до 623669,0 тыс. рублей (ниже уровня 2025 года на 1176726,0 тыс. рублей, или в 2,9 раза), в 2027 году – уменьшится до 77777,8 тыс. рублей (ниже уровня 2026 года на 545891,2 тыс. рублей, или в 8,0 раз).
Доля расходов на капитальные вложения в общем объеме расходов бюджета в 2025 году составит 10,9% против 13,4% в бюджете 2024 года, в 2026 и 2027 годах – 4,3% и 0,5% соответственно. Доля данных расходов за счет собственных средств бюджета города в общем объеме собственных доходов бюджета города в 2025 году составит 2,8%, что ниже уровня 2024 года на 4,6 процентных пункта, в 2026 и 2027 годах – 2,1% и 0,9% соответственно.
Основной объем инвестиций в 2025 году планируется направить на дорожное хозяйство (1409331,1 тыс. рублей, или 78,3%), в 2026 году – на жилищно-коммунальное хозяйство (361737,0 тыс. рублей, или 58,0%). В 2027 году капитальные вложения в полном объеме (77777,8 тыс. рублей) будут направлены на жилищно-коммунальное хозяйство.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда городского округа города Вологды на 2025 год планируется в сумме 3105054,3 тыс. рублей, что в 2,3 раза меньше, чем в текущем году, на 2026 год – 1556953,4 тыс. рублей, на 2027 год – 1295021,4 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования в 2025-2027 годах предлагается направить на содержание улично-дорожной сети, обеспечение безопасности дорожного движения, реализацию региональных проектов «Региональная и местная дорожная сеть Вологодской области», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Вологодской области», «Строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения», в 2025 году — на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения.
Дефицит бюджета города планируется в 2025 году в размере 267201,1 тыс. рублей, что составляет 4,9% от общего прогнозируемого объема доходов бюджета города без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В 2026 году размер дефицита бюджета планируется в объеме 89226,7 тыс. рублей (1,6%). В 2027 году исполнение бюджета города Вологды прогнозируется с превышением доходов над расходами (профицитом) в размере 56506,7 тыс. рублей.
В качестве источников финансирования дефицита бюджета города Вологды в 2025 году планируется кредиты кредитных организаций, а также остатки средств на счетах по учету средств бюджета. Единственным источником внутреннего финансирования дефицита бюджета города Вологды в плановом периоде 2026 и 2027 годов будут кредиты кредитных организаций.
Муниципальные внутренние заимствования в планируемом периоде составят 25351406,0 тыс. рублей, в том числе в 2025 году – 9351406,0 тыс. рублей, из них 8000000,0 тыс. рублей – кредиты кредитных организаций и 1351406,0 тыс. рублей – бюджетные кредиты, в 2026 и 2027 годах – 8000000,0 тыс. рублей ежегодно (кредиты кредитных организаций).
На погашение основной суммы задолженности по кредитам кредитных организаций за три года будет направлено 23800078,9 тыс. рублей, в том числе в 2025 году – 7832798,9 тыс. рублей, или 97,9% от объема привлеченных средств, в 2026 году – 7910773,3 тыс. рублей (98,9%), в 2027 году – 8056506,7 тыс. рублей (превысят объемы привлечения). Бюджетные кредиты в полном объеме будут погашены в 2025 году.
Планируемые к привлечению в 2025 году бюджетные кредиты будут направлены на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города в объеме 1351406,0 тыс. рублей (установленный срок погашения долговых обязательств «не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года»).
Осуществление внешних заимствований проектом бюджета в планируемом периоде не предусмотрено.
Муниципальный внутренний долг на начало 2025 года прогнозируется в объеме 2219390,6 тыс. рублей. В 2025 году планируется увеличение объема муниципального внутреннего долга на 167201,0 тыс. рублей. В 2026 году прогнозируется дальнейшее увеличение объема муниципального внутреннего долга на 89226,7 тыс. рублей, к концу 2027 года муниципальный внутренний долг составит 2419311,6 тыс. рублей.
Отношение объема муниципального внутреннего долга к общему объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц составит в 2025 году – 43,9%, в 2026 году – 43,8%, в 2027 году – 41,0%.








