Информация о результатах проведения экспертизы
проекта решения Вологодской городской Думы
на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2021 год
Заключение Контрольно-счетной палаты города Вологды на отчет об исполнении бюджета города Вологды за 2021 год (далее – Заключение) подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в городском округе городе Вологде, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 23.06.2006 № 108 (далее – Положение о бюджетном процессе), Положения о Контрольно-счетной палате города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2011 № 759 (далее – Положение о Контрольно-счетной палате).
Отчет об исполнении бюджета города за 2021 год представлен в Контрольно-счетную палату в установленный срок. Одновременно с отчетом представлен проект решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2021 год», документы и материалы, подлежащие представлению одновременно с годовым отчетом в соответствии с перечнем, установленным Положением о бюджетном процессе.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Вологды, бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды, проведенная Контрольно-счетной палатой, показала, что основные параметры бюджета города за 2021 год выполнены в следующих значениях:
-поступило доходов в объеме 12229771,4 тыс. рублей, или 99,3% к утвержденным назначениям в сумме 12312495,2 тыс. рублей;
-осуществлены расходы в объеме 11958998,1 тыс. рублей, или 97,2% к утвержденному бюджету в сумме 12308285,2 тыс. рублей и 98,4% к сводной бюджетной росписи в сумме 12156329,9 тыс. рублей. Расходы за счет безвозмездных поступлений составили 8187030,0 тыс. рублей (68,5% от общего объема расходов);
-профицит бюджета города составил 270773,3 тыс. рублей при запланированном объеме профицита в размере 4210,0 тыс. рублей.
Установленный бюджетом города верхний предел муниципального внутреннего долга, в том числе по муниципальным гарантиям, не превышен. Исполнять обязательства по муниципальным гарантиям в 2021 году не потребовалось.
В сравнении с 2020 годом доходы бюджета города в целом увеличились на 2282144,2 тыс. рублей (на 22,9%). Объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 620331,3 тыс. рублей (на 18,3%), безвозмездные поступления по сравнению с 2020 годом увеличились на 1661812,9 тыс. рублей (на 25,3%).
Бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджета города выполнены на 104,4%, дополнительно поступило 167434,1 тыс. рублей.
Налоговые доходы перевыполнены в целом на 3,5%, дополнительно поступило 119267,3 тыс. рублей. Плановые показатели выполнены по всем налоговым поступлениям за исключением поступлений государственной пошлины, плановые показатели по которой не выполнены на 1058,6 тыс. рублей, или на 1,5 процента.
Неналоговые доходы перевыполнены в целом на 11,9%, дополнительно поступило 48166,79 тыс. рублей. Не выполнены плановые показатели по штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 2,7% (не поступило 1159,21 тыс. рублей), по прочим неналоговым доходам – на 0,7% (не поступило 170,36 тыс. рублей), по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам, а также по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами, неисполнение плановых показателей составило 0,59 рубля и 2,35 рубля соответственно.
По данным Департамента финансов задолженность по налоговым и неналоговым доходам (без учета доходов будущих периодов) уменьшилась за отчетный год на 49523,1 тыс. рублей (на 9,3%) и по состоянию на 01.01.2022 составила 480338,4 тыс. рублей. При этом по данным Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110), представленной в составе консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2021 год, главными администраторами доходов (администраторами доходов) списано нереальной к взысканию задолженности на общую сумму 51383,0 тыс. рублей, что на 1859,9 тыс. рублей превышает уменьшение общего объема дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым доходам за 2021 год.
Задолженность по налоговым доходам в бюджет города на 01.01.2022 составила 208544,4 тыс. рублей, увеличилась за 2021 год на 370,1 тыс. рублей (на 0,2%) в основном за счет:
увеличения задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 10006,4 тыс. рублей (в 1,5 раза); по налогу на имущество физических лиц – на 6705,8 тыс. рублей (на 6,6%);
уменьшения задолженности по земельному налогу на 6705,1 тыс. рублей (на 17,7%); по налогу на доходы физических лиц – на 6094,3 тыс. рублей (на 17,2%); по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – на 3938,6 тыс. рублей (на 30,8%).
По неналоговым доходам задолженность (без учета доходов будущих периодов) на 01.01.2022 составила 271794,0 тыс. рублей, уменьшилась за год в совокупности на 49893,2 тыс. рублей (на 15,5%) в основном за счет:
уменьшения задолженности по арендным платежам за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 18281,0 тыс. рублей (на 14,4%); по штрафам, санкциям, возмещению ущерба — на 17718,1 тыс. рублей (на 15,3%); по арендным платежам за имущество, составляющее казну городского округа, — на 8532,7 тыс. рублей (в 2,1 раза); по плате за установку и эксплуатацию рекламных конструкций – на 4866,7 тыс. рублей (на 29,8%); по арендным платежам за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов, – на 3954,4 тыс. рублей (на 17,2%);
увеличения задолженности по плате по договорам за размещение нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории городского округа города Вологды на 3318,7 тыс. рублей (в 2,3 раза).
Расходы бюджета города в 2021 году увеличились по сравнению с 2020 годом на 2110639,8 тыс. рублей (на 21,4%), из них за счет безвозмездных поступлений – на 1615807,7 тыс. рублей (на 24,6%).
Бюджет города в 2021 году сохранил свою социальную направленность, расходы на социальную сферу составили 63,5% от общего объема расходов бюджета – 7596434,6 тыс. рублей, что больше уровня 2020 года на 891665,6 тыс. рублей (на 13,3%). Наибольший удельный вес в расходах бюджета города занимают расходы на образование – 56,5 процента.
В отчетном периоде на реализацию муниципальных программ направлено 11134885,8 тыс. рублей. Доля программных расходов при исполнении бюджета города в 2021 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,2 процентных пункта и составила 93,1 процента.
Как и в 2020 году, в отчетном году наибольший объем в программных расходах составили расходы по разделу 0700 «Образование» – 6737465,1 тыс. рублей (60,5% в общем объеме программных расходов).
В течение 2021 года в 12 муниципальных программ внесено от 1 до 6 изменений.
Согласно Сводному отчету об исполнении муниципальных программ за 2021 год, подготовленному Департаментом финансов на основании пункта 3.9 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ и содержащему оценку эффективности реализации муниципальных программ в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ на территории городского округа города Вологды, утвержденной постановлением Администрации города от 03.02.2016 № 83 (с последующими изменениями), все 12 муниципальных программ по показателю «уровень эффективности реализации муниципальной программы» оценены как эффективные.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности исполнены в 2021 году в сумме 2053729,5 тыс. рублей (88,0% от бюджета и 94,2% от сводной бюджетной росписи), увеличились по сравнению с 2020 годом на 1032344,5 тыс. рублей, или в 2,0 раза.
За счет собственных средств бюджета расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности исполнены в сумме 171998,8 тыс. рублей (80,0% к бюджету и росписи), за счет субсидий из федерального и областного бюджетов – 1881730,7 тыс. рублей (88,9% к бюджету и 95,7% к росписи).
Доля расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности в общем объеме исполненных расходов бюджета города в 2021 году составляет 17,2%, что на 6,8 процентных пункта выше уровня 2020 года. Доля расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности за счет собственных средств бюджета в общем объеме поступивших в 2021 году собственных доходов составляет 4,3% (в 2020 году – 3,0%).
Основной объем расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности направлен в отчетном году на реализацию муниципальной программы «Развитие градостроительства и инфраструктуры» — 50,6% от общего объема инвестиционных расходов, или 1039967,41 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2022 объем незавершенного строительства составил 2516378,3 тыс. рублей, увеличился за год на 525870,8 тыс. рублей, или на 26,4 процента.
В отчетном году муниципальным автономным и бюджетным учреждениям предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и на иные цели в размере 6352500,6 тыс. рублей (53,1% в общем объеме расходов бюджета, что на 3,8 процентных пункта меньше, чем в 2020 году).
Расходы на предоставление субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) в отчетном году составили 46764,4 тыс. рублей.
На исполнение восемнадцати публичных нормативных обязательств, предусмотренных в бюджете города на 2021 год, направлено 214633,2 тыс. рублей, меньше уровня 2020 года на 2119,7 тыс. рублей.
Неисполненный объем бюджетных назначений от утвержденного бюджета составил 349287,1 тыс. рублей (2,8%), от сводной бюджетной росписи – 197331,8 тыс. рублей (1,6%). Наибольший объем неисполнения в суммовом выражении от сводной бюджетной росписи сложился по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 108690,5 тыс. рублей, «Национальная экономика» – 42345,3 тыс. рублей и «Образование» — 25686,6 тыс. рублей.
Согласно Сведениям об исполнении бюджета (форма 0503164), представленным Администрацией города в составе консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города за 2021 год, а также главными администраторами средств бюджета города в составе годовой бюджетной отчетности, основными причинами не исполнения расходов в полном объеме являются оплата работ «по факту» на основании актов выполненных работ; нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов, повлекшее судебные процедуры; экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур; заявительный характер выплаты пособий и компенсаций; позднее доведение/перераспределение денежных средств; отсутствие положительного заключения государственного учреждения, уполномоченного на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; предоставление организациями — получателями субсидий некорректного (неполного) пакета документов для осуществления выплат.
С 2020 года результатом исполнения бюджета города Вологды является профицит, размер которого составил: по итогам 2020 года – 99269,0 тыс. рублей, по итогам 2021 года – 270773,3 тыс. рублей.
По данным Отчета об исполнении бюджета (форма 0503117), Баланса исполнения бюджета (форма 0503120), муниципальной долговой книги города Вологды за 2021 год:
привлечены и погашены заемные средства кредитных организаций в объеме 6604000,0 тыс. рублей;
привлечены и погашены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета на общую сумму 609034,0 тыс. рублей;
привлечен и погашен из областного бюджета бюджетный кредит на покрытие временного кассового разрыва, возникшего при исполнении бюджета города Вологды, в сумме 200000,0 тыс. рублей;
остаток средств на едином счете бюджета города Вологды увеличился на 270773,3 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2022 составил 415541,5 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений – 1876,2 тыс. рублей.
На протяжении последних трех лет наметилась положительная динамика сокращения объема муниципального внутреннего долга городского округа города Вологды: за 2019 год долговые обязательства уменьшились на 1285,9 тыс. рублей, за 2020 год – на 79850,3 тыс. рублей, за 2021 год – на 78592,7 тыс. рублей. При этом следует отметить, что уменьшение объема муниципального долга обусловлено, в основном, сокращением долговых обязательств по муниципальной гарантии, предоставленной в обеспечение исполнения обязательств АО «Вологдагортеплосеть» (в 2019 году – на 71285,9 тыс. рублей, в 2020 году – на 74850,3 тыс. рублей, в 2021 году – на 78592,7 тыс. рублей), объем задолженности по кредитам кредитных организаций за 2019 год увеличился на 70000,0 тыс. рублей, за 2020 год – уменьшился на 5000,0 тыс. рублей, за 2021 год — не изменился. Доля кредитов кредитных организаций в общем объеме муниципального внутреннего долга города Вологды продолжает расти и по итогам 2021 года достигла 96,0% (увеличилась за год на 3,6 процентных пункта).
На 01 января 2022 года муниципальный внутренний долг составил 2026141,5 тыс. рублей (51,0% к годовому объему доходов бюджета города без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений), из них задолженность по кредитам кредитных организаций — 1945000,0 тыс. рублей, по муниципальным гарантиям городского округа города Вологды — 81141,5 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность (без учета задолженности по доходам и долговым обязательствам) по сравнению с началом года сократилась на 4748,7 тыс. рублей и на 01.01.2022 составила 240749,6 тыс. рублей, из них долги главных распорядителей бюджетных средств – 67980,0 тыс. рублей (увеличились на 53648,5 тыс. рублей, или в 4,7 раза), муниципальных бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на цели осуществления капитальных вложений и на иные цели – 142919,6 тыс. рублей (сократились на 46975,8 тыс. рублей, или на 24,7%), за счет собственных доходов учреждений – 29850,0 тыс. рублей (уменьшились на 11421,4 тыс. рублей, или на 27,7%). Просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2022 составила 539,0 тыс. рублей (на начало года отсутствовала), числится в полном объеме по собственным доходам учреждений.
В ходе рассмотрения проекта решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2021 год» проведена сверка показателей, отраженных в проекте решения и приложениях к нему, с показателями утвержденного бюджета города Вологды и сводной бюджетной росписи на 2021 год, бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета, годового отчета об исполнении бюджета города за 2021 год, отчетности Управления Федерального казначейства по Вологодской области.
По результатам рассмотрения проекта решения нарушений и недостатков не установлено.