Информация о результатах проведенного анализа эффективности предоставления и использования льгот по налоговым и неналоговым доходам за 2010 – 2011 годы, предоставленных в соответствии с решениями Вологодской городской Думы
Анализ эффективности предоставления и использования льгот по налоговым и неналоговым доходам, предоставленных в соответствии с решениями Вологодской городской Думы, проведен в соответствии с планом работы на 2012 год.
Представительные органы муниципальных образований в соответствии с НК РФ могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения по местным налогам, к которым относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог. По неналоговым доходам, зачисляемым в бюджет городского округа, предоставление льгот регламентируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решениями Вологодской городской Думы утверждены Положения о порядке установления льгот по местным налогам и о порядке предоставления и отмены льгот по арендной плате. Нормативный акт, регламентирующий порядок оценки эффективности льгот на уровне муниципального образования, не разработан.
Выпадающая сумма в доходах бюджета города в результате установления льгот по местным налогам за 2010 – 2011 годы составила 193423,0 тыс. рублей, или 28,3% к поступившей сумме этих налогов за два года, по арендной плате бюджет города не получил доходов за два года 32830,9 тыс. рублей, их объём к поступившей сумме платы составил 12,9 процента.
Установленные на территории муниципального образования льготы по местным налогам, в основном, имеют социальный характер. Для устранения встречных финансовых потоков льготы имеют органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, финансируемые из бюджета города. Положением о земельном налоге в сравнении с Налоговым кодексом РФ расширен круг налогоплательщиков, которым установлен пониженный размер ставки земельного налога. По налогу на имущество физических лиц также утверждены размеры ставок, приближенные к минимальным пределам, установленным Федеральным законом. Оценить потери бюджета города в связи с установлением указанных преференций для налогоплательщиков не представляется возможным.
По арендной плате финансовую поддержку в виде предоставления льгот получили четыре муниципальных унитарных предприятия (66,1% к общей сумме предоставленных льгот), пять общественных организаций (3,2%), две образовательных организации (7,3%), два фонда (10,2%), три хозяйственных общества (12,1%), два бюджетных учреждения, финансируемые из других уровней бюджетов (0,6%), автономная некоммерческая организация (0,4%), индивидуальный предприниматель (0,1%).
В тоже время ряд установленных льгот не могут быть оценены как имеющие бюджетную и социальную эффективность. Это льготы по земельному налогу, предусмотренные для организаций РОСТО, организаций Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», отделений Союза театральных деятелей Российской Федерации, по арендной плате — для ООО «Общепит», Вологодского областного некоммерческого фонда «Провинция», Фонда поддержки гражданских инициатив и социальных проектов «Содействие».
Практически все решения о предоставлении льгот по арендной плате принимались после внесения в Вологодскую городскую Думу проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год и его утверждения, что в дальнейшем требовало внесения корректировок в бюджетные назначения по доходам бюджета города.
Главным администратором арендной платы ослаблен контроль за целевым использованием высвободившихся средств в результате предоставления льгот, не затребованы от всех получателей льгот ежеквартальные отчеты о целевом расходовании этих средств. При этом, несмотря на не получение отчетов, не используется механизм отмены льгот, предусмотренный пунктом 3.2. Положения о порядке предоставления льгот по арендной плате. Отдельные арендаторы направляют высвободившиеся средства от предоставления льгот по арендной плате на мероприятия, не предусмотренные решением Вологодской городской Думы о предоставлении льготы.
Отчет, составленный по результатам анализа, направлен в Вологодскую городскую Думу и Главе города Вологды с предложениями по устранению выявленных недостатков.