Информация о результатах проведённой проверки полноты и своевременности поступления в бюджет города доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) за 2011 год и 11 месяцев 2012 года
Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет города доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений), за 2011 год и 11 месяцев 2012 года проведена в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города Вологды на 2012 год.
Администратором доходов от сдачи в аренду муниципального имущества определен Департамент имущественных отношений. По состоянию на 01.12.2012 учет доходов от арендной платы за нежилые объекты муниципальной собственности, находящиеся в казне города Вологды, осуществляется по 248 действующим договорам. Площадь сданных в аренду нежилых помещений (зданий) составляет 44,9 тыс. кв.м. За последние три года количество договоров аренды сократилось в 1,9 раза, арендуемые площади уменьшились в 1,8 раза. При этом доходы бюджета города от арендной платы за нежилые помещения и здания снизились в 2 раза. Ежегодное сокращение количества договоров и сдаваемых в аренду площадей нежилых помещений (зданий) муниципальной собственности обусловлено продажей муниципального имущества. За период действия федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ по договорам купли-продажи, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства, продано арендованного муниципального имущества 180 объектов площадью 32,24 тыс. кв.м. Также существенно снижают доходы бюджета льготы, предоставленные по решениям Вологодской городской Думы по арендной плате за нежилые помещения и здания.
Департаментом не обеспечено поступление доходов от арендной платы в объемах, предусмотренных в бюджете города. Задолженность по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества за 2011 год возросла на 14,9%, и составила 27268,9 тыс. рублей, по состоянию на 01.12.2012 сократилась на 443,7 тыс. рублей. Долги имеются по 169 договорам аренды (68,1% к их общему количеству). Меры, принимаемые по ликвидации задолженности по арендной плате, недостаточны. Уровень задолженности к начисленной сумме арендной платы за год составляет 32,5 процента.
В нарушение пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ не соблюдено требование о государственной регистрации 11 договоров аренды муниципального имущества. Утвержденная Постановлением Администрации города Вологды от 06.12.1995 №3031 форма договора на аренду нежилого помещения (здания) муниципальной собственности не приведена в соответствие с уточненным Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 27.12.2005 №393 (с изменениями). При заключении договора аренды арендатору включаются обязанности, механизм исполнения которых не урегулирован Администрацией города. Так, в договорах аренды нежилых помещений предусматривается обязанность оформления права пользования земельным участком. В основном земельные участки под зданиями, помещения в которых принадлежат нескольким собственникам, в установленном порядке не сформированы, права пользования ими не оформлены, в том числе и у муниципального образования, вследствие чего арендатор нежилых помещений не имеет возможности оформить земельно-правовые отношения пользования земельным участком в установленный договором срок.
Контрольно-счётная палата неоднократно, начиная с 2006 года, указывала на наличие фактов бесплатного использования земельных участков собственниками и арендаторами нежилых помещений, что подтверждает и настоящая проверка. Бюджет города продолжает не получать в полном объеме доходы от использования земель города (земельный налог или арендную плату).
При проведении обследований у 5 арендаторов муниципальных нежилых помещений и зданий выявлены нарушения исполнения условий, предусмотренных договорами аренды объектов, статьи 615 Гражданского кодекса РФ, статей 1 и 65 Земельного кодекса РФ. Установлены факты использования помещений, согласования сдачи в субаренду помещений, не переданных в аренду, применения понижающего коэффициента по виду деятельности, который не осуществляется арендатором, без письменного согласия арендодателя (Администрации города) предоставления помещений индивидуальному предпринимателю для оказания услуг общественного питания, полученных в аренду для оказания образовательных услуг. При этом на основании решений Вологодской городской Думы арендатор освобожден от арендной платы за пользование муниципальными нежилыми помещениями, переданными для использования под образовательные услуги. Контрольно-счетной палатой было вынесено в адрес директора учреждения предписание о незамедлительном прекращении предоставления муниципального помещения в пользование индивидуальному предпринимателю с нарушением условий договора аренды. Учреждением договор с индивидуальным предпринимателем расторгнут. Кроме того, арендатором не оформлены земельно-правовые отношения по вопросу пользования земельным участком, на котором расположено арендуемое здание. Арендатору в период проверки направлены требование об уплате штрафа в размере 479,8 тыс. рублей и исковое заявление в Арбитражный суд о взыскании с учреждения неосновательного обогащения за пользование земельным участком в сумме 1687,5 тыс. рублей.
По результатам проверки направлены представление начальнику Департамента имущественных отношений Администрации города, отчет в Вологодскую городскую Думу, информационное письмо с приложением отчета Главе города.